virtualgallery.org.ru: Виртуальная арт галерея
virtualgallery.org.ru: Виртуальная арт галерея
virtualgallery.org.ru: Виртуальная арт галерея
virtualgallery.org.ru: Виртуальная арт галерея
virtualgallery.org.ru: Виртуальная арт галерея
virtualgallery.org.ru: Виртуальная арт галерея
virtualgallery.org.ru: Виртуальная арт галерея
virtualgallery.org.ru: Виртуальная арт галерея
virtualgallery.org.ru: Виртуальная арт галерея




Visual Art Banner Network

Главная | О проекте | История проекта | Авторам | Работы по художникам | Работы по техникам | Тематические подборки | Галереи Петербурга | Статьи | Открытки | Гостевая | Вопросы-Ответы | Доска объявлений | Арт каталог | Добавить ссылку | Арт баннерообменная сеть | ЧаВо | Баннеры и логотипы | Обратная связь

«Арт-клоны наступают»

Анастасия Рингис

Новый русский, покупая картину Рембрандта, спрашивает: «А гарантия, что картина не поддельная, есть?» «Конечно, - отвечает продавец. - Гарантия три года».

АРТ-КЛОНЫ НАСТУПАЮТ

В столичных галереях зачастую продают поддельные работы известных отечественных художников. За последние полгода мы неоднократно писали о художественном рынке Украины. Правда, публикации эти были все чаще тревожного характера: например, об ограблении Яготинского музея, когда похитители украли 33 полотна украинских мастеров второй половины ХХ века, явно намериваясь в дальнейшем их продать.

АХ, ЭТА СВАДЬБА, СВАДЬБА...

Недавняя публикация о том, как киевская художница Ольга Акаси обнаружила, что салон, с которым она сотрудничала некоторое время, продает подделки ее лучших работ. Все это, как утверждают эксперты, звенья одной цепи, к которым добавился и скандал, получивший название «дело Яблонской».

Два года назад, в июле 2004-го, в помещении Киевского музея русского искусства проходила выставка «Украинская живопись 1945-1989 годов. Из частных коллекций». Организаторами выставки выступила киевская галерея «Эстамп», работавшая под патронатом Министерства культуры Украины. На выставке экспонировались известные и малоизвестные работы хорошо продаваемых Глущенко, Шишко, Григорьева, Костецкого, Яблонской. Все бы ничего, только каталог этой выставки случайно попал в руки Татьяны Яблонской, который она внимательно просмотрела. Из работ приписываемых ее кисти три явно (судя по технике, использованным краскам и художественной манере) ей не принадлежали.

«Когда мы увидели картины, под которыми стояла мамина подпись, то были в шоке, - рассказывает Гаяне АТАЯН, дочь Татьяны Яблонской. - Стали связываться с организаторами выставки, чтобы упредить этот подлог, в надежде, что подделки будут сняты, а каталог выставки изъят из продажи. Но вместо благодарности от организаторов мы услышали: «Это невозможно! Придут такие люди!».

Поэтому защищать профессиональную честь матери Гаяне пришлось самостоятельно. Прорвавшись на выставку, куда ее не хотели пускать, она стояла перед картинами-подделками и рассказывала, что они не принадлежат кисти известной художницы. На следующий день со стен исчезли две фальшивки, осталась только «Свадьба», которую организаторы мероприятия представляли как авторскую копию. Однако сама художница свою копию не признала. Да и профессионалы уверяют: копий «Свадьбы» не существует. Этот факт подтвердили специалисты Харьковского музея, в котором и находится оригинальная «Свадьба». К слову, директор музея защищала диплом по Яблонской, а объектом исследования как раз была «Свадьба». «Так вот ни в одном источнике, ни в одном протоколе я не нашла никаких упоминаний о копии», - поделилась директор музея.

«Их и быть не может, - подтверждает Гаяне. - Во всяком случае таких. Фальшивку выдают цвета. Так, «Свадьба» мамы написана довольно яркими красками, но гармоничными. Подделка же - раскраска. Цвета кричат, а не поют хором. Подделку явно готовили для продажи». На встрече Гаяне с журналистами были представлены слайды подделок и оригиналов. И действительно, заметить разницу не составляло труда. Так, например, на фальшивой «Свадьбе» жених обут в современные туфли вместо сапог, на лице баяниста вдруг появились усы, а выражения лиц гостей - словно каменные маски, на оригинале ленты невесты колышутся от ветра, на подделке - они словно накрахмаленные. Хоть играй в игру: найди десять отличий.

«Персонажи художника обязательно имеют черты самого художника, - уверена Гаяне. - На оригинале персонажи немного похожи на мою маму - красивые, веселые. А подделка для меня - фоторобот фальсификатора. Как бы я ему хотела посмотреть в глаза». Татьяна Ниловна тяжело переживала, что подделки ее работ не просто висят у кого-то дома, а еще и выставляются. Не столько самолюбие стало причиной этому, сколько безграмотность фальсификаторов. Ведь на картинах, приписываемых Яблонской, легко обнаружить элементарные ошибки: например, неверную перспективу.

Сейчас известной художницы уже нет в живых, но тайна подделок только в процессе разгадки. Помимо фальшивых работ Яблонской, считает Гаяне, на выставке были представлены подделки под Костецкого, Григорьева, Пламеницкого, Пузырькова и многих других. «Около 30% экспонатов - работы сомнительного происхождения», - уверяет искусствовед Наталья Романова.

ФАЛЬШИВКА С ГАРАНТИЕЙ

Новый русский, покупая картину Рембрандта, спрашивает: «А гарантия, что картина не поддельная, есть?» «Конечно, - отвечает продавец. - Гарантия три года».

Этот анекдот, по мнению преподавателя Академии изобразительного искусства и архитектуры Натальи РОМАНОВОЙ, очень ярко иллюстрирует ситуацию с экспертизой в Украине на сегодняшний день.

Понятие «эксперт», согласно версиям ряда словарей, имеет два значения - во-первых, это знаток или специалист чего-либо, и второе - специалист, дающий официальное заключение. Но сейчас, считает искусствовед, «экспертами» называется кто угодно. Так, например, как рассказала Наталья Романова, с середины 1990-х годов на базе одного из ведущих музеев заповедника «Киево-Печерская лавра» под грифом ВМК «Эксперт» сотрудниками выдавались заключения, которые иногда подписывались девичьими фамилиями, либо подписи на этих документах не поддавались расшифровке. (Для объективности автор этих строк попыталась связаться с руководством ВМК «Эксперт», но в заповеднике «Киево-Печерская лавра» сообщили, что ничего подобного в их структуре нет. Поэтому, если организация объявится, мы готовы предоставить ее сотрудникам слово.)

«В экспертизе анонимность и псевдонимы невозможны, это противоречит самому понятию экспертизы, - возмущается искусствовед Романова. - Если «эксперты» не называют своих фамилий, то это знак того, что они не уверены в своих заключениях. А бывает, что эксперты не пишут свои фамилии, потому что просто стыдно перед коллегами. Вот у меня дома есть заключение на якобы оригинал картины известного художника, экспертизу проводил специалист в области археологии. Для меня большая загадка: как человек, четверть века проработавший в археологии, может с точностью определить подлинность картины, не изучая работы художников этого периода?».

По мнению Натальи Романовой, профессиональных узкоспециальных экспертов в столице не более 10 человек, а требуется таких знатоков гораздо больше. Дефицит устраняется за счет специалистов из других областей. Быть экспертом в наши дни, как оказалось, не сложно: ведь единой методики экспертизы у нас просто не существует, во всяком случае, в Министерстве культуры.

Хотя подобный документ уже есть на вооружении Министерства юстиции - инструкция «о проведении судебных экспертиз от 8 октября 1998 года», которая обязывает указывать Ф. И. О. эксперта, должность, стаж работы. «Эта инструкция хоть и толковая, но решительно не соответствует практике Минкульта, - считает Романова. - Приняв эту инструкцию, Министерству культуры придется разогнать более половины сотрудников, включая директоров. Вот и делают вид, что проблемы с экспертизой вроде бы и нет».

Именно неразбериха с экспертной оценкой и создает почву для хаоса на арт-рынке. С другой стороны, удивляет само Министерство культуры, под эгидой которого проходила выставка «Украинская живопись 1945-1989 годов. Из частных коллекций». Разве нет там специалистов, которые, готовясь к выставке, могли бы поинтересоваться происхождением экспонатов. Как минимум выяснить, что авторской копии «Свадьбы» Яблонской не существует. Допустим, что это непростительная халатность чиновников от культуры. Или, может быть, такое «невежество» кому-то выгодно?

БИЗНЕС НА ИМЕНАХ

Оценить объем рынка художественных произведений у нас в стране довольно сложно. По оценкам ООН, арт-бизнес входит в десятку самых прибыльных занятий в мире. «Цены на антиквариат и живопись приносят 30-40 процентов годовых, - рассказал «Ведомостям» известный коллекционер Александр ПОЛИЩУК, объясняя страсть богатых украинцев к коллекционированию предметов искусства тем, что это неплохой способ инвестирования собственных средств. - Даже вложение в недвижимость не приносит таких дивидендов!».

Правда, желающих купить работы признанных мастеров гораздо больше, чем их могут предложить. Поэтому некоторые галеристы находят простой выход, заказывая художникам-фальсификаторам подделки.

Себестоимость картины «а-ля 60-е» всего-то 300 долларов, а вот продать ее можно в десятки раз дороже. За работы мастеров первой величины - Григорьева, Пламеницкого, Эрдели, Яблонской отдают от 30 тыс. долларов.

Механизм продажи галереями подделок очень прост. Чтобы фальшивка была признана оригиналом, достаточно устроить выставку и опубликовать каталог, а там и клиент найдется. «Самый эффективный способ легализации подделок - организовать выставку в стенах почтенного музея, - считает Наталия Романова. - Тут уж никто не усомнится в подлинности. После музейной презентации фальшивки как бы становятся легитимными и входят в культурный обиход». Выходит, что у музейных сотрудников либо опыта не хватает отличить явные подделки от оригинала, либо они тоже заинтересованы в таком надувательстве?

А что же богатые коллекционеры? Почему не возмущаются? «Стыдно признаться, что лохонулся», - поделился своим мнением известный коллекционер. Кстати, как он уверяет, подделки есть в коллекциях Табачника, Еханурова и даже Петра Ющенко. Происходит это потому, что редко кто из новых собирателей разбирается в живописи. Они покупают не искусство, а имена.

«Легализация подделок на нашем художественном рынке показывает не только низкий уровень образованности нашей элиты, а приводит к дискредитации творчества выдающихся художников, - сетует Гаяне Атаян. - И это нужно остановить».

В будущем подделок станет меньше

«Исторически так складывается, что только сейчас у нас появляется арт-рынок. Он пока в самом зародыше, но уже есть, - говорит киевский художник Тиберий СИЛЬВАШИ. - Почему я говорю, что в зародыше? Да простой пример: у нас в Киеве - 10 галерей, а в Париже как минимум 400. Хотя, с другой стороны, появляется и позитивная тенденция: все больше людей, готовых приобретать картины. Но, как правило, они предпочитают покупать работы художников, ставших брендами. Картин в свободной продаже этих мастеров уже нет, а желание у бизнесменов приобрести, к примеру, Пламеницкого, Григорьева или Яблонскую есть. Вот тут и начинают появляться подделки. Но это явление не только нашего арт-рынка, а общемировое. Например, известно, что в последние годы жизни Дали приносили пустые холсты, на которых он всего лишь ставил свою подпись. Естественно, потом на этих холстах появлялись подделки его творений. Пройдет еще немного времени, и люди, покупающие сейчас произведения искусства, все больше станут в них разбираться, и, вероятно, подделок станет меньше. Другое дело, что наши покупатели пока приобретают то, что им понятно. А вот современная украинская живопись, увы, больше ценится европейцами».

Бизнес на копиях

В Киеве процветает торговля подделками художественных полотен

В одном из столичных арт-салонов, размещенных на Подоле, была проведена выставка картин. Возможно, об этой экспозиции появились бы положительные отзывы в масс-медиа, о ней сказали бы доброе слово искусствоведы, если бы не одно «но» - среди полотен здесь были представлены также... подделки картин киевской художницы Ольги Акаси.

Материал прислал Arthur Grell, импрессарио художницы Ольги Акаси.

Статьи:
[Главная страница раздела] [Вольдемар Ганс Иоганн Матвейс] [Узор с семью нулями] [Узор священных знаков] [«История создания картин»] [«Арт-клоны наступают»]


Добавить в закладки и поделиться:

Реклама на сайте:


VArtBN


VArtBN


СПб сеть электронной рекламы

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

© ААВ 2002-2011. При использовании материалов ссылка обязательна.